“Mtsyri”: the story of the creation of the poem

In the works of Russian poet and prose writer M.Yu. Lermontov's poem as a genre, as well as the theme of the Caucasus, always occupied a special place. “Mtsyri” is a work written in adulthood and embodying the best experience of a romantic author who has repeatedly glorified the majestic nature of mountains and created the image of an indomitable and freedom-loving hero.

mtsyri history of creation

The uneasy story of the creation of the poem “Mtsyri” by Lermontov has always aroused interest among readers. Moreover, its plot helps to understand the ideals and moral convictions of the author himself. To some extent, the hero’s confession can be considered a way of expressing thoughts and hopes that tormented the poet at a difficult time for Russia.

How did the idea of ​​the poem "Mtsyri"

The history of the creation of the work dates back to the youthful years of Lermontov. At the age of seventeen, he left a note in which he noted that he would like to devote one of his creations to a peer who was languishing in a monastery (he was associated by the poet with a prison) and who dreams of finding freedom. Lermontov himself wrote that the choice of ideals was the most difficult for him at that moment. While they were incomprehensible to the full passion of the nature of the author, the work did not succeed. All that was possible to write (these are the poems of 30's “Confession” and “Boyar Orsha”) was not what the young man dreamed of.

The story of the creation of the poem "Mtsyri" Lermontov: chronology

history of the creation of the poem mtsyri

The novice hero had related images in the poet's earlier works. In 1830, the poem “Confession” was written. It was based on the monologue of a young hermit-Spaniard who fell into a monastery-prison. The hero, sentenced to death, does not regret his fate. On the contrary, he rebels against cruel laws and is ready to fight for human love. He told the old monk about his unfulfilled dreams and aspirations - this is the basis of the story “Mtsyri”.

A little later, the story of creating the story "Mtsyri" gets its development. In the middle of 30, Lermontov wrote another poem, Boyar Orsha. The action takes place in the terrible years of the reign of Ivan the Terrible. The story of the life of the protagonist Arseny directly echoes the fate of the Spaniard, and some lines of their fiery speeches are almost completely repeated. In the new poem, the plot becomes more complex and includes the story of the unspoken love of the simple servant and the daughter of a noble boyar. Later, the main ideas of these works (by the way, Lermontov never published them) will be embodied in the story about Mtsyri, which makes it possible to speak of their direct relationship.

Thus, the years passed before the youthful idea of ​​M.Yu. Lermontov was embodied in the plot of the famous romantic poem. So the story of the creation of the work "Mtsyri" covered several years of the author's work.

Journey to the Georgian Military Road

Another impetus for the implementation of plans for the poet was the first link. In 1837 year M.Yu. Lermontov, following to the place of “imprisonment”, drove past one of the Caucasian monasteries in Mtskheta (the capital of Georgia was the name of that in the old days). Here he met with an already elderly monk, with whom the history of the creation of "Mtsyri" is now associated. Lermontov, according to the testimony of P. Viskovatov, after the conversation that had taken place, recalled his long-time dream.

history of the creation of LermontovBury (as the monastery servant was called in Georgia) told the sad story of his own life. Once upon a time, as a six-year-old boy, he was captured and brought by a Russian general (according to Lermontov - Yermolov) to this region. One of the novices of the monastery Javari reacted to the child with sympathy and left him. At first the prisoner tried to protest, even made an escape, which almost ended with his death. However, over time, he completely accepted his fate and remained forever living among the monks. It was this story that inspired Lermontov to write a new story about a freedom-loving and rebellious hero. So the fate of the old bury and the story of the creation of the poem "Mtsyri" turned into one.

Work on the work

Returning from the Caucasus, the poet returned to his old plan and organically combined it with the story he had heard. The wild and beautiful Caucasian nature, or rather the neighborhood of the Javari Monastery, located near the confluence of two mighty rivers, the Kura and Aragva, was most suitable as a background (a feature of romantic poems) for the unfolding events. Georgian folklore works (for example, the legend of the wild leopard), heard by Lermontov on previous trips to the Caucasus, also came to mind. They influenced the character of Mtsyri in a significant way. The history of the creation of the poem, therefore, was increasingly tied to the familiar features of life in the Caucasus and personal impressions left over from repeated visits to these places. As a result, the text of the romantic poem was soon born: the author’s mark on her manuscript was preserved, indicating the day of completion: August 5 1839. And the next year the work was printed in a collection with poems of the poet.

story creation story mtsyri

The publication

The story of the creation of the poem “Mtsyri” includes the story of S. Aksakov about how in May 1840 of the year the poet personally read the chapter “Fight with the Leopard” on the name of the writer N.V. Gogol. The writer himself was not present at the evening, but communicated with former guests there. According to him, the new "brainchild" of Lermontov was greeted with enthusiasm and caused a lively response.

history of the creation of the poem mtsyri Lermontov

Other memories of acquaintance with the poem left A.N. Ants He wrote that in 1839 he visited Tsarskoye Selo, where the poet was at that moment. One evening he visited Lermontov, who was in an excited state and read to him from beginning to end a new “magnificent” poem called “Mtsyri”.

Formation of storyline

The processing of the heard story and its correlation with the ideological plan of the work is also the story of the creation of Mtsyri. Lermontov did not immediately come up with this name. In draft form, the poem was called "Bury." As the work and implementation of the creative idea of ​​the title of the work has changed. The word “bury” in Russian means “monk”. But the hero of Lermontov has not yet passed the tonsure rite, therefore, “mtsyri” was more appropriate for his name. In addition, in the Georgian language this word had another meaning - a stranger, a lonely person, without relatives and friends. This fully characterizes the main character of the poem.

Call of a passionate soul

The fate of the old man from Javari, who spoke with the poet, and the young men from the poem were formed differently - this was a fundamentally author's approach. The first came to terms with his lot and lived in the monastery to old age. The second wishes in any way to gain freedom. In his quest, he is not afraid to speak out against the unfamiliar, but so close to him, the natural world. She is a symbol of free life for Mtsyri.

The story of the creation of the poem includes a similar transformation of the life of the young captive - the image of the old man to a greater extent determined the spirit of the hero born in the Caucasus.

Why does Mtsyri die

The final of the poem is tragic. Mtsyri, so eager to find unity with nature, perishes. According to the laws of romanticism, the hero does not find unity with the monks who live near him for several years and who wish him well, nor with the natural elements of nature. The first are alien to Mtsyri in spirit. The latter prevail over the monastic upbringing of the hero.

history of the creation of the work mtsyriThe idea of ​​"Mtsyri", the story of the creation of the poem testifies to the rebellious spirit of the poet himself, who was suffocating in the atmosphere of heartlessness that prevailed in Russia in the 30 of the 19 century. This is his dream of a "gigantic nature", striving for struggle and ready to go on in his quest to the end.

Print Friendly, PDF & Email
Loading ...

Add a comment

Your e-mail will not be published. Required fields are marked *

“Мцыри”: история создания поэмы

В творчестве русского поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова поэма как жанр, а также тема Кавказа всегда занимали особое место. «Мцыри» - это произведение, написанное уже в зрелом возрасте и воплотившее в себе лучший опыт автора-романтика, не раз воспевавшего величественную природу гор и создававшего образ неукротимого и свободолюбивого героя.

мцыри история создания

Непростая история создания поэмы «Мцыри» Лермонтова всегда вызывала интерес у читателей. Тем более что ее сюжет помогает понять идеалы и нравственные убеждения самого автора. В какой-то мере можно считать исповедь героя способом выражения помыслов и надежд, томивших поэта в сложное для России время.

Как возник замысел поэмы «Мцыри»

История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он оставил запись, в которой отмечал, что хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Сам Лермонтов писал, что самым трудным для него в тот момент стал выбор идеалов. Пока они были непонятны в полной мере страстной натуре автора, произведение не удавалось. Все, что получалось написать (это поэмы 30-х годов «Исповедь» и «Боярин Орша»), являлось не тем, о чем мечтал молодой человек.

История создания поэмы «Мцыри» Лермонтова: хронология

история создания поэмы мцыри

Герой-послушник имел родственные образы в более ранних произведениях поэта. В 1830 году была написана поэма «Исповедь». Ее основу составлял монолог молодого испанца-отшельника, попавшего в монастырь-тюрьму. Герой, приговоренный к смерти, ничуть не жалеет о своей участи. Напротив, он бунтует против жестоких законов и проявляет готовность к борьбе за человеческую любовь. О своих нереализованных мечтах и стремлениях он поведал старому монаху – в этом уже угадывается сюжетная основа «Мцыри».

Чуть позже история создания рассказа «Мцыри» получает свое развитие. В середине 30-х годов Лермонтов пишет другую поэму - «Боярин Орша». Действие в ней происходит в страшные годы правления Ивана Грозного. История жизни главного героя Арсения напрямую перекликается с судьбой испанца, а некоторые строки их пламенных речей практически полностью повторяются. В новой поэме сюжет становится более сложным и включает историю несчатной любви простого холопа и дочери знатного боярина. Позже основные идеи этих произведений (кстати, Лермонтов их так и не опубликовал) найдут воплощение в рассказе о Мцыри, что позволяет говорить об их прямой взаимосвязи.

Таким образом, прошли годы, прежде чем юношеская идея М.Ю. Лермонтова нашла воплощение в сюжете известной романтической поэмы. Так история создания произведения «Мцыри» охватила несколько лет работы автора.

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Очередным толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту «заточения», проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Лермонтов, по свидетельству П. Висковатова, после состоявшейся беседы вспомнил о своей давней мечте.

история создания мцыри лермонтовБэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал грустную историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом (по версии Лермонтова - Ермоловым) в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Так судьба старого бэри и история создания поэмы «Мцыри» превратились в одно целое.

Работа над произведением

Вернувшись с Кавказа, поэт вернулся к своему давнему замыслу и органически объединил его с услышанным рассказом. Дикая и прекрасная кавказская природа, а точнее окрестности монастыря Джавари, расположенного рядом с местом слияния двух могучих рек, Куры и Арагвы, более всего подходила в качестве фона (особенность романтических поэм) для разворачивавшихся событий. Вспомнились и грузинские фольклорные произведения (например, легенда о диком барсе), услышанные Лермонтовым в предыдущие поездки на Кавказ. Они-то и повлияли существенным образом на характер Мцыри. История создания поэмы, таким образом, все больше привязывалась к хорошо знакомым особенностям жизни на Кавказе и личным впечатлениям, оставшимся от многократных посещений этих мест. В результате довольно скоро родился текст романтической поэмы: на ее рукописи сохранилась пометка автора, указывавшая на день завершения работы: 5 августа 1839 года. А на следующий год произведение было напечатано в сборнике со стихотворениями поэта.

история создания рассказа мцыри

Выход в свет

История создания поэмы «Мцыри» включает и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично читал главу «Бой с барсом» на именинах писателя Н.В. Гоголя. Писатель сам не присутствовал на вечере, но общался с бывшими там гостями. По его словам, новое «детище» Лермонтова было встречено с восторгом и вызвало живой отклик.

история создания поэмы мцыри лермонтова

Другие воспоминания о знакомстве с поэмой оставил А.Н. Муравьев. Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в тот момент находился поэт. В один из вечеров он навестил Лермонтова, который пребывал в возбужденном состоянии и прочитал ему от начала до конца новую «великолепную» поэму под названием «Мцыри».

Формирование сюжетной основы

Обработка услышанного рассказа и соотнесение его с идейным замыслом произведения - это тоже история создания «Мцыри». Лермонтов не сразу придумал такое название. В черновом варианте поэма именовалась «Бэри». По мере работы и воплощения творческого замысла заголовок произведения изменился. Слово «бэри» в переводе на русский язык означает «монах». Но герой Лермонтова еще не прошел обряд пострига, поэтому для его названия больше подходило «мцыри». Кроме того, в грузинском языке это слово имело еще одно значение – чужеземец, человек одинокий, без родни и друзей. Это в полной мере характеризует главного героя поэмы.

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному - это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника – образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

история создания произведения мцыриИдейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца.

Print Friendly, PDF & Email
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *